1

      МБОУ СОШ р.п. Евлашево Кузнецкого района Пензенской области Четверг, 02.05.2024, 17:44 Учредитель: Отдел образования Кузнецкого района 442530, Пензенская обл., г. Кузнецк, ул. Комсомольская 51, Телефон: 8 (841-57) 3-06-54, сайт: http://kyzroo.narod.ru/, email: kuzroo2007@mail.ru -->
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [9]

Банк идей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

«Формы взаимодействия логопеда и семьи ребенка с нарушением речи»

          Министерство образования Пензенской области

ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области»

Областная конференция «Семья как участник образовательных отношений» 16 октября 2014года

«Формы взаимодействия логопеда и семьи ребенка с нарушением речи»

                                     Г. Р. Санжапова

                                                                  МБОУ СОШ р.п. Евлашево

                                                      Кузнецкий район, Пензенская обл., Россия

 

   Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению.  Необходимым условием нормального развития речи является наличие благоприятной языковой среды. Чем больше ребенок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие. В возрасте 4-7 лет круг проблем и задач речевого развития ребенка резко расширяется и очевидными становятся недостатки речевого развития ребенка, идет интенсивная работа над качеством речи.

       Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. И именно родители могут оказать неоценимую помощь логопеду в  работе по развитию речи их ребенка. Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной работы.

       К коллективным формам работы с родителями относятся проведение общих и групповых родительских собраний, лекториев, организация «круглых столов», конференции для родителей, семинаров по обмену опытом работы с детьми, дней открытых дверей, организации выставок детских работ, утренников и праздников, участие в мероприятиях детского сада и группы. Общие родительские собрания проводятся 2-3 раза в год. Именно они помогают объединить родителей, активно включиться в процесс воспитания детей.  Логопеду  чрезвычайно важно разъяснить родителям необходимость ежедневной работы со своим ребенком по задания специалиста. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребенка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными участниками коррекционного процесса.

    Консультации, семинары логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Одна из нетрадиционных форм работы с родителями – фронтальные открытые занятия. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышается.

    Практикуется также и такая форма работы с родителями, как видеотека. Многие занятия, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. У родителей возникает возможность взять диск с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть ее дома, чтобы практически точно выполнять с ребенком задания логопеда. Полезно для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала являются речевые праздники. Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребенка.

      Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями. Особенности семейного воспитания, потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность.

     Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая ее зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей.

    Речевой уголок отражает тему занятия. Рубрика «Домашнее задание» дает родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребенка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребенка; как позаниматься с ребенком дома по лексической теме. Рубрика «Домашняя игротека» знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.

     Экран звукопроизношения показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков. Они могут наглядно увидеть,  какой звук еще автоматизируется, а какой введен в речь.

При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы (коллективная, индивидуальная, наглядная) важно сделать акцент на обучение родителей практическим приемам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, вдумчивой работе логопеда. А показатель уровня их самосознания – это понимание важности и нужности их знаний и умений, чтобы практически помочь своему ребенку. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приемам работы.

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты наблюдаются там, где логопед и родители действуют согласованно, так как имеют общую цель.          

                                  

                                                           

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ник1957 (30.10.2014)
Просмотров: 503 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Архив новостей

    Г И А

    Copyright MyCorp © 2024