1

      МБОУ СОШ р.п. Евлашево Кузнецкого района Пензенской области Четверг, 02.05.2024, 21:27 Учредитель: Отдел образования Кузнецкого района 442530, Пензенская обл., г. Кузнецк, ул. Комсомольская 51, Телефон: 8 (841-57) 3-06-54, сайт: http://kyzroo.narod.ru/, email: kuzroo2007@mail.ru -->
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [9]

Банк идей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙНА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИРазвитие интереса учащихся к предмету информатика не может полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. В работе рассматриваются приемы и методы формирования универсальных учебных действий на уроках информатики, для обеспечения более высокого уровня образовательного процесса. Главной задачей современной системы образования является создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».Другими словами, важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.Главной целью преподавания информатики в современных условиях является задача создать ученику условия для формирования умений и навыков практического использования информационных технологий, творческого осмысления  способов  компьютерной обработки информации, умения логически мыслить,  развитие познавательной активности  учащихся.В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; 
• проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; 
• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; 
• построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. 
Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
• действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал, и уметь находить ответ на него; 
• действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; 
• планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; 
• прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; 
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; 
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. 
• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
• общеучебные,
• логические,
• действия постановки и решения проблем. 
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково - символические действия:
• моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Универсальные логические действия включают в себя:
• анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных) 
• синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; 
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; 
• подведение под понятия, выведение следствий; 
• установление причинно-следственных связей,  
• построение логической цепи рассуждений, 
• доказательство; 
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблем это:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 
Виды коммуникативных действий:    
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 
• постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 
• разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; 
• управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
• умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Каждый раз, при составлении проекта очередного урока, возникают одни и те же вопросы:
• как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
• какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
• какие методы и средства обучения выбрать;
• как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
• как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
В связи с этим применяю различные формы активизации познавательной деятельности, промежуточного и итогового контроля: тестовые задания, разноуровневые карточки, задания с инструкциями по выполнению.Включая учеников в активную учебную работу, использую при этом разнообразные формы, методы познавательной деятельности. Интерактивные методы значительно расширяются учебно-воспитательные возможности урока. Одной из наиболее эффективных форм контроля уровня достижений учащихся в области информационных компьютерных технологий является защита творческого проекта, в ходе которой они имеют возможность продемонстрировать все, чему научились. Особое внимание я уделяю межпредметным проектам, которые позволяют показать знание материала по истории, иностранному языку, физике, химии, биологии и другим предметам.На уроках и во внеурочной деятельности  применяю следующие виды творческих заданий: составление задач учащимися; конструирование обратных задач; творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся); конкурсы «Лучший рисунок», «Лучшая открытка»; реферат; доклад; составление кроссворда по теме; разгадывание ребусов по информатике; составление тестов для контроля знаний по предмету, проект – создание  учащимися готового программного продукта.Разбудить в школьниках активную деятельность можно через организацию системы деятельности, предусматривающую развитие всех учащихся класса. Умение учиться, т.е., способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта определяется уровнем развития у ученика универсальных учебных действий. 
Категория: Мои статьи | Добавил: ник1957 (23.12.2013)
Просмотров: 714 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Архив новостей

    Г И А

    Copyright MyCorp © 2024