Учредитель: Отдел образования Кузнецкого района 442530, Пензенская обл., г. Кузнецк, ул. Комсомольская 51, Телефон: 8 (841-57) 3-06-54, сайт: http://kyzroo.narod.ru/, email: kuzroo2007@mail.ru
-->
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙНА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИРазвитие
интереса учащихся к предмету информатика не может полагаться только на
содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную
деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный
интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. В работе
рассматриваются приемы и методы формирования универсальных учебных действий на
уроках информатики, для обеспечения более высокого уровня образовательного
процесса. Главной
задачей современной системы образования является создание условий для
качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования»
зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна
формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также
опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть
ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».Другими
словами, важнейшей задачей современной системы образования является
формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение
учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения
знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные
учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.Главной
целью преподавания информатики в современных условиях является задача создать
ученику условия для формирования умений и навыков практического использования
информационных технологий, творческого осмысления способов
компьютерной обработки информации, умения логически мыслить, развитие
познавательной активности учащихся.В основе
концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в
системе образования; • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают
ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с
принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить
нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных
отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: • действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью
учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и
тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен
задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение,
изучаемый предмет, материал, и уметь находить ответ на него; • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из
социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику
значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и
ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира,
окружающих людей, самого себя и своего будущего. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей
учебной деятельности. К ним относятся: • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий; • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных
характеристик; • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность
к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и
к преодолению препятствий. Познавательные универсальные учебные действия включают в себя: • общеучебные, • логические, • действия постановки и решения проблем. Общеучебные универсальные действия: • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; • структурирование знаний; • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной форме; • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий; • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности; • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково -
символические действия: • моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где
выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или
знаково-символическая); • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область. Универсальные логические действия включают в себя: • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая,
восполняя недостающие компоненты; • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; • подведение под понятия, выведение следствий; • установление причинно-следственных связей, • построение логической цепи рассуждений, • доказательство; • выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблем это: • формулирование проблемы; • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового
характера. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность
и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество
со сверстниками и взрослыми. Виды коммуникативных действий: • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение
цели, функций участников, способов взаимодействия; • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка. Каждый раз, при составлении проекта очередного урока, возникают одни и те же
вопросы: • как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; • какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; • какие методы и средства обучения выбрать; • как организовать собственную деятельность и деятельность учеников. • как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной
системе знаний и ценностных ориентаций. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности
таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении
творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми
знаниями. В связи с этим применяю различные формы активизации познавательной деятельности,
промежуточного и итогового контроля: тестовые задания, разноуровневые карточки,
задания с инструкциями по выполнению.Включая
учеников в активную учебную работу, использую при этом разнообразные формы,
методы познавательной деятельности. Интерактивные методы значительно
расширяются учебно-воспитательные возможности урока. Одной из наиболее
эффективных форм контроля уровня достижений учащихся в области информационных
компьютерных технологий является защита творческого проекта, в ходе которой они
имеют возможность продемонстрировать все, чему научились. Особое внимание я
уделяю межпредметным проектам, которые позволяют показать знание материала по
истории, иностранному языку, физике, химии, биологии и другим предметам.На
уроках и во внеурочной деятельности применяю следующие виды творческих
заданий: составление задач учащимися; конструирование обратных задач;
творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма,
использования специальных и межпредметных знаний учащихся); конкурсы «Лучший
рисунок», «Лучшая открытка»; реферат; доклад; составление кроссворда по теме;
разгадывание ребусов по информатике; составление тестов для контроля знаний по
предмету, проект – создание учащимися готового программного продукта.Разбудить
в школьниках активную деятельность можно через организацию системы
деятельности, предусматривающую развитие всех учащихся класса. Умение учиться,
т.е., способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта определяется
уровнем развития у ученика универсальных учебных действий.